MENU

Карелы

Карелы
Карельские бабушки
Общая численность: 118 000
Расселение: Россия, Финляндия
Язык: карельский, русский, финский
Религия: христианство
Родственные народы: ижора, вепсы, финны
Этнические группы: людики, ливвики
Это статья является частью серии статей о народе
Карелы
Карел, картина 1900 года

Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Карельское имя

Расселение карел
Республика Карелия · Тверская Карелия · Архангельская Карелия · Карельский перешеек
Финляндия, провинции: Южная Карелия · Северная Карелия · Карельская диаспора

Этнографические группы
Тверские карелы · Ливвики · Людики

Религия
Православие · Лютеранство · Мифология

Языки
Карельский язык · Ливвиковское наречие · Тверской диалект · Русский язык

История
Корела · Весь · Лопь ·
Знаменитые карелы


Каре́лы (общее самоназвание — карельск. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Тверской области; и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Верующие в России — в большинстве своем православные, в Финляндии — лютеране.

Содержание

Происхождение

Этногенез карел достоверно не изучен. Существует гипотеза, что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карельск. liügilaizet) и людиков (карельск. lüüdilaizet), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики — в Прионежской Карелии. Тверские карелы (карельск. tiverin karielaizet) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.

Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта.

Западные карелы, или как их ещё иногда неграмотно называют «карело-финны», были почти полностью ассимилированы и по мнению финских этнографов вошли в состав финского этноса. Сами западные («финские») карелы по прежнему называют себя карелами, но, действительно, считают себя частью финского этноса.

История

Первое письменное упоминание о собственно карелах относится к последним десятилетиям VII века и связано с конунгом данов Иваром Широкие Объятья, который потерпел поражение и был убит в местности, именуемой «Карельские заливы» (вероятно имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). Этот факт упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах». К началу XI века относится упоминание о Карельском княжестве в «Саге об Олафе Святом», норвежском короле. Первым русским письменным источником, упоминающим о кореле, является новгородская берестяная грамота № 590, датируемая 1066 годом, в которой говорится о нападении литовцев на карелу (карел).

Первое письменное упоминание о карелах-ливвиках предположительно относится ещё к VI веку: в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом. Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас инитерария. В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis», то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus).

Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi,то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921922 годах под названием народа «лууд-аана», в русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Однако еще существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин» или «Людинов», подобно тому, как по имени племени наровы был назван Неревский конец.

На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом, Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Тявзинскому и Столбовскому мирным договрам 1595 и 1617 г.г. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В 1937 году районы Калининской области, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до 1939 года.

Подробно об истории и археологии древних карел, об их взаимодействии с другими народами см. http://www.aroundspb.ru/history/korelarus/korela1.php .

Антропологический тип

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной большой расе, её беломоро-балтийскому типу, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи, относящиеся к лапоноидной группе уральского типа.

Язык

Основная статья: Карельский язык

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык. Письменность на основе кириллицы возникла не позднее первой половины XIII века, в 1930-х годах была введена письменность на основе латиницы.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература



Финно-угорские племена и народы
Волжские: буртасы | мари | меря | мещера | мордва (мокша | эрзя) | мурома

Пермские: бесермяне | коми-зыряне | коми-пермяки | коми-язьвинцы | удмурты

Прибалтийские: вепсы (в т.ч. весь) | водь | ижора | карелы (в т.ч. корела | ливвики | людики | тверские карелы) | ливы | финны (в т.ч. сумь | емь) | чудь | эстонцы (в т.ч. сету) | нарова

Саамы: Норвегии | России | Финляндии | Швеции

Угры: венгры | манси | ханты

См. также {{Финно-угорские языки}}

См. также в других словарях:

  • КАРЕЛЫ — (самоназвание карьялайзет, карьялани, ливвикёй, лююдикей) - народ общей численностью 131 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 125 тыс. чел., в т.ч. Карелия - 79 тыс. чел. Другие страны расселения: Украина - 2 тыс.… (Современная энциклопедия)
  • КАРЕЛЫ — (самоназвание - карьяла) - народ в Российской Федерации, коренное население Карелии (79 тыс. человек). Живут также в Тверской (23,2 тыс. человек) и некоторых других областях. Общая численность 131 тыс. человек (1992). Язык карельский.… (Большой Энциклопедический словарь)
  • КАРЕЛЫ — (корелы неправ.), карел, ед. карел, карела, м. Западно-финская народность. … (Толковый словарь Ушакова)
  • КАРЕЛЫ — , Цов, ед. Цел, Ца, м. Народ, составляющий основное коренное население Карелии.… (Толковый словарь Ожегова)
  • КАРЕЛЫ — см. корелы. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка . Чудинов А.Н., 1910) … (Словарь иностранных слов русского языка)
  • Карелы — мн. 1. Народ финно-угорской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
  • Карелы — (самоназвание карьяла) народ, живущий преимущественно в Карельской АССР, а также в Калининской («тверские» или «верхневолжские» К., переселившиеся из Приладожья в 16 17 вв.), Новгородской, Ленинградской, Ярославской и некоторых др. областях… (Большая советская энциклопедия)


Карелы



Наследство "детей карельских" в Беломорье

Н
а побережье Белого моря карелы сохраняли ведущие позиции намного дольше, чем в Финляндии, даже в то время, когда влияние Новгородской России начало при расширении русских поселений. Во
владении карелов была большая часть южного и западного побережья Двинской губы, а также и внутренние районы. Карелы собирали пушную дань с саамов. По сохранившимся торговым книгам начала 1400-х годов карельские рода продавали новгородцам свои права на охоту и рыболовство на значительных территориях вплоть до Лапландии. Документы говорят о ”пяти родах детей карельских”, которыми были Куурола, Роуккула, Тиурула, Валдола и Выймола. Наиболее известными были Роуккула и Валдола (Валлитту), члены которых были доверенными лицами Новгорода в Ладожской Карелии.
Например, в 1419-20 года карел Афанасий сын Есифия со своими двумя братьями продал новгородскому посаднику (городскому главе) два больших земельных и водных участка с тонями и другими доходами от устья рек Сорока и Выг до деревень Вариссельгя и Скоморохово, являвшихся наследственными землями родов Куурола и Роуккула. Скоморохи владели стихотворным и песенным искусством, и их появление в отдаленных деревнях Беломорья, вероятно, подразумевает карельских рунопевцев.                       О прочном положении женщины рассказывает торговая книга, по которой вышедшая замуж за представителя рода Тойвотту Ховра Васильевна из рода Роуккула в середине 1400-х годов продала посаднику большой наследный участок на побережье и в районе озера Куйтто, а также по берегам реки Кемь (Беломорье) со всеми угодьями и платившими дань саамами. Некоторые карелы продавали права владения также на южном побережье Кольского полуострова по берегам рек Умба и Варзуга. Некоторые завещали свои земли за право первой поминальной молитвы тогда еще молодому Соловецкому монастырю. Карелы договаривались с руководителями Новгорода о рыболовстве в лучших местах по очередности, и когда рыбаки посадника пришли однажды туда со своими сетями не в свой год, карелы порвали их сети, хотя затем и возместили стоимость ущерба.   Подробнее http://http://depvladimir.narod.ru/dvin.htm





По данным переписи 1989 г., на территории Советского Союза насчитывалось 130 929 человек карел. Большая их часть живет в настоящее время в Республике Карелия (78 929 человек) и значительная группа так называемых тверских карел - в Тверской области (23 169 человек). Карелы расселены в Мурманской (3 505 человек) и Ленинградской (3 371 человек) областях; в центральных городах - Петербурге и Москве насчитывается соответственно 3 607 и 1 245 человек. Жили карелы и в ближайших к Карелии областях — в Архангельской, Вологодской и др. В результате эвакуации в военные годы немалое число карел осело в различных частях Союза, включая южные районы (например, Краснодарский край), в Сибири и на Урале. В сумме их численность в этих регионах составляет 4,5 тыс. человек. Свыше 6 тыс. карел оказались теперь за пределами Российской Федерации - в Белоруссии, Эстонии, Казахстане. Язык карел относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской языковой семьи. В нем различаются три диалекта: собственно-карельский, ливвиковский и людиковский. Собственно-карельский диалект распространен в северной и средней частях Карелии и у верхневолжских карел, где он делится на ряд местных говоров. Ливвиковский диалект распространен в юго-западной части Карелии, людиковский - на ее юго-востоке, в Кондопожском районе и части Пряжинского.
Самоназвание карел - карьяла, каръялайнен; наряду с этим в районах ливвиковского диалекта помнят и самоназвание "ливвик" — ливгилайне, ливвикёй, а в ареале людикского диалекта употребляется также этноним "людик" — лююдиляйнен, лююдикой. Следует оговорить то обстоятельство, что для названия древнего карельского этноса в науке утвердилось написание его через "о" - корела, так же, как и в названии их земель, а позже уездов официальными были наименования Корельская земля, Корельский уезд.
(Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003)






ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАРЕЛ


С.Кочкуркина. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы — прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка (см: Кочкуркина, 1982. С. 7). Однако некоторые финляндские археологи того времени (A.M. Тальгрен, А. Европеус, К.А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К.А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII-XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел (Nordman, 1924. S. 182-196).
Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В.И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье (Равдоникас, 1930; С. 6-7, 25; 1940. С. 11). Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела (Кочкуркина, 1975. С. 303-305).
В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д.В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д.В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси (Бубрих, 1947; 1971).
В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов (Kirkinen, 1963. S. 31, 35). При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. (Жербин, Шаскольский, 1976. С. 37; Шаскольский, 1979. С. 44).
Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка.
http://karelov.net/index.php