MENU
Главная » 2011 » Март » 4 » Григорий Салтуп. Откуда есть пошло многоглавие на Руси?
19:13
Григорий Салтуп. Откуда есть пошло многоглавие на Руси?
Григорий Салтуп. Откуда есть пошло многоглавие на Руси?



Стояли на Онежском озере два храма — двадцатидвухглавый Преображения Господня на острове Кижи (1700) и двадцатипятиглавый Покрова Богоматери на реке Вытегре (1708-1962). Вытегорский храм сожгли москвичи-туристы. Кижский храм признан ЮНЕСКО «Памятником мирового художественного наследия». Он пока стоит, но его намерены раскатать по бревнышку, а потом, если получится, собрать заново. Один храм мы не уберегли, второй можем потерять… Но что это за храм? Хорошо ли мы его знаем? Независимое исследование Григория Салтупа открывает совершенно новую страницу в поисках глубинных корней русских многоглавых культовых сооружений.


Преображенская церковь.

Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству оказался на периферии, обособился и потому сохранял, аккумулировал в себе древние славянские культурные традиции. Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веков сохранились именно в Заонежье до середины XIX века.

До 1917 года исследователи народного деревянного зодчества «ориентировали» многоглавые храмы Русского Севера на преобразовательную деятельность Петра I. А в советский период считалось идеологически верным вообще замалчивать религиозную жизнь наших предков. Ложь и полуправда родили множество мифов. Как разобраться? Как отделить зерна от плевел?

Тут должен прийти на помощь метод сравнительного архитектурно-пластического анализа. Он всегда опирается на сохранившиеся материальные свидетельства — авторские проекты, старые фотографии, обмерные чертежи, планы, чертежи, обмеры еще живых зданий. Подделать материальные данные в архитектуре практически невозможно. Сравнивая с криминалистикой, это — показания свидетелей, алиби участников происшествия и доводы адвокатов.
Можно искусственно «состарить» копию картины Брейгеля, состряпать подделку. И даже убедить публику, что это — оригинал.

Подделать перекрытие трехсотлетней церкви практически невозможно. Где взять восемь кубометров цельных бревен, срубленных триста лет назад? И потому выводы, сделанные с помощью такого сравнительного метода, можно считать наиболее близкими к истине.

Итак, сравним двух современниц.

Почти одновременно со строительством двадцатидвухглавого Преображенского храма в Кижах в городе Петрозаводске была возведена деревянная «новоманерная» Петропавловская церковь, сгоревшая от молнии в 1924 году. Оба здания строились местными плотниками, но какой разительный контраст! «Круглый о двадцати стенах» многоглавый храм рубленный крестьянами, — и безглавая, увенчанная шпилем, поставленная по проекту европейского архитектора из пяти уменьшающихся восьмериков Петропавловская церковь». Недаром ее народ прозвал «новоманерной»… Значит, к преобразовательской деятельности Петра северное зодчество и, в частности, Преображенский храм в Кижах не имеет никакого отношения.


Девятиглавое завершение восьмерика Покровской церкви на острове Кижи. 1700 год.

Славянское язычество и православное многоглавие

Первым о происхождении многоглавия православных храмов написал архитектор Г.Я. Мокеев:

«В Византии, откуда пришло к нам христианство, не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла до пятиглавия, причем до X — XI веков это было еще пятикуполье (купола не выглядели главами, так как имели низкие световые барабаны и снаружи от земли почти не были видны)».


Храм Покрова на реке Вытерге в селе Анхимово. Последняя фотография. 1708-1964 годы.

Многоглавие культовых сооружений — явление исключительно русское, славянское. Ни Европа, ни Рим, ни Византия не имели многоглавых церквей, тогда как на Древней Руси впервые христианские церкви строились из дерева и многоглавыми на местах бывших языческих святилищ:

— Киевская деревянная София, тринадцатиглавая, построена княгиней Ольгой в 952 году, сгорела в 1017, перестроена в камне до 1037 года также тринадцатиглавой;

— Новгородская дубовая София «о тринадесяти вересях» (главах) построена в 989 году, сгорела в 1045, перестроена в камне пятиглавой;

— храм Михаила Архангела в Киеве (1108 год) о «пятинадесяти вересях» — пятнадцатиглавый;

— храм Успения Богородицы в Киеве (Десятинная церковь) построен в 991-996 годах двадцатипятиглавым, разрушен Батыем в 1240 году.

Список многоглавых храмов — деревянных и каменных — можно продолжить, в него войдут такие выдающиеся памятники, как:

— собор Василия Блаженного в Москве, первоначально построенный в 1561 году двадцатипятиглавым, ныне девятиглавый;

— пятнадцатиглавый храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе (1587 год, Ярославль).

И, конечно же, многоглавые деревянные храмы Русского Севера.

В центральных русских княжествах, начиная с XII века, постепенно утверждаются каменные трехнефные церкви крестово-купольного типа, увенчанные традиционным для Византии пятиглавием. Церкви строились одно- и двуглавыми, строгого канона не было, но если храм был многоглавым (как собор Василия Блаженного в Москве), то основной его объем сооружался не по крестово-купольной схеме, а возводились объемы, традиционные для деревянных срубных построек, только в ином материале — в кирпиче, камне.

Византийское церковное зодчество того периода почти не знает восьмичастных центральных объемов, кроме баптистериев — помещений для крещения.

Г.Я. Мокеев первый указал на связь многоглавия первых русских христианских церквей с языческими традициями. Он предположил, что в IX — Х веках на Руси существовали многоглавые языческие храмы. Однако ни археологические раскопки, ни русские летописи, ни описания славянских языческих святилищ и обрядов современниками-европейцами и арабскими купцами той эпохи не дают нам ни одного такого примера.

Исследователи славянского язычества убеждены, что «для первоначальных… форм языческого культа типично водружение идолов в священных рощах, окруженных частоколом или рвом кольцевой в плане формы. Строительство языческих святилищ в виде храмов… представляло собой апогей языческой религии славян и возникло примерно в Х веке… под влиянием христианского храмового зодчества».

Академик Б.А. Рыбаков подробно анализирует типы языческих святилищ Древней Руси и называет среди них «Холм», «Родник», «Капище», «Краду», «Требище» и «Хоромы — храм»: «первоначальным смыслом слова «хоромы» мне представляется круглая постройка».

Для современного человека слова «храм» и «церковь» — синонимы. Но 1000 лет назад наши предки их различали: «церковь» — слово заимствованное, в переводе с греческого — «дом Бога», а «храм» — слово исконно славянское, и «хоромы» — это некое величественное сооружение.

Хоромные языческие здания и сооружения наверняка существовали в дохристианские времена, но ни археологические раскопки, ни письменные свидетельства не позволяют утверждать, что они сооружались многоглавыми. Откуда же явилось многоглавие, если его не было ни в католической Европе, ни в православной Византии? Нечто новое ни из чего, из пустоты не появляется!

Не могло просто так, вдруг возникнуть многоглавие первых православных храмов, причем не единичного странного и удивительного объекта, а сразу же (в историческом разрезе) нескольких многоглавых церквей в разных географических точках Древней Руси!

Значит, было на языческой Руси «что-то», из чего естественным путем возникло столь уникальное во всей мировой культуре многоглавие первых русских православных храмов, сохранившееся на краю славянской ойкумены до начала XVIII века!

Археологические раскопки последних десятилетий позволяют утверждать, что восьмерик, восьмичастная композиция — характерная черта языческих культовых сооружений дохристианской Руси.

Раскопки Ржавенского святилища IX — XII веков (Черновицкая область), Городица-святилища Богит на реке Збруч (знаменитый Збручский идол) и на святилище Перуна под Новгородом в Перыне дают нам первый материальный толчок к реконструкции истоков православного многоглавия.
Независимое письменное свидетельство Адама Олеария, побывавшего в Новгороде в 1654 году, дает второй толчок к логическим построениям. «И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя и названный
Перунским монастырем... В знак поклонения этому божеству содержался неугасимый ни днем, ни ночью огонь из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».

О том же пишет Маций Стрыйковский, польский историк XVI века, издавший в 1582 году книгу «Хроники Польские, Литовские и всей Руси». А в «Сказании о построении города Ярославля» (XVIII) сохранилось описание языческого богослужения. «Идол, которому поклонялись они, был Волос, то есть скотский бог. Этому идолу и кереметь («святилище» — мордовский, марийский язык) поставлена была, и волхв дан, а он неугасимый огонь для Волоса поддерживал, и жертвоприношения ему воскурял. Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога».

В сочетании с археологическими данными эти описания действий на языческих капищах позволяют предположить, что многоглавие первых христианских храмов явилось пластическим переосмыслением, воплощением в ином материале древних языческих костров, которые неугасимо горели на этих святилищах в языческие времена.

В основе этих языческих капищ был искусственный холм, который опоясывался неглубоким восьмилепестковым рвом в форме восьмерика; в центре холма устанавливался главный идол, а по граням восьмерика горели постоянные костры.

Луковичная форма главок русских православных храмов значительно отличается от плоских купольных перекрытий византийских церквей; главки обжаты снизу, диаметр главок в самой широкой части почти всегда больше барабана, который главку поддерживает, что никогда не встречается в византийских церквях. В поздние времена главки часто золотили или покрывали медными листами, отчего они словно «горели» на солнце, цветом и формой создавая иллюзию горящих костров.

Русские деревянные многоглавые «круглые» храмы переняли композиционную схему славянских языческих святилищ Ржавенского, Богит в Ярославе и в Перыне.

Храм Преображения на острове Кижи — единственный сохранившийся до наших дней типа «круглый о двадцати стенах». В основе его центрального объема лежит восьмерик, каждая грань которого кончается бочкой и венчается главкой луковичной формы.

Композиционная схема Преображенского храма зародилась в языческие времена и идет от композиции языческих святилищ. Наиболее ярко пластическую и композиционную связь языческих святилищ с православным многоглавием подтверждает девятиглавое завершение восьмерика Покровского храма в Кижах. Прямое воспроизведение в дереве форм, рожденных огнем языческих кострищ, минуя византийские циркульные купола на низких барабанах!

Перевод живого огня языческого капища в деревянную луковичную главку мне не кажется надуманным, так как подобное пластическое мышление свойственно не только славянской, но и всемирной архитектуре.

Классический пример — древнегреческая ордерная архитектура, когда в камне имитировались изначальные деревянные формы, которые потеряли конструктивный смысл и приобрели чисто декоративную функцию.



План и рисунок - реконструкция языческого святилища на восемь костриц в Перыни.

Форма всегда древнее содержания; хоть и призывал Иисус Христос не вливать в мехи старые вино молодое, сознание людское так уж устроено, что в старую форму всегда вливают новое содержание.

Еще одним доводом в защиту моей идеи — связи многоглавия православных русских храмов с композицией славянских языческих кострищ-святилищ — можно считать обрядовую практику Русской Православной Церкви. Ни католическая церковь, ни протестантская не используют в таком большом объеме горящие свечи и лампады, а в православных храмах горящие свечи — обязательный символ молитвенного состояния прихожанина. Даже сама форма церковного подсвечника на десятки свечей чем-то похожа на миниатюрную модель языческого святилища-кострища.


Схема восьмериковой круглой церкви о "двадцати стенах" и рисунок главной Преображенской церкви в Тихвинском посаде. 1665 год.

Языческий пантеон князя Владимира включал шесть божеств, исключены были такие известные по Збручскому идолу важные божества, как Род и Волос-Велес, быть может, именно в их честь горели кострища в Перыни, в святилищах Богит и Ржавенском святилище. Тогда становится понятна схема 8+1 — восемь божеств плюс одно (Род?) главное. Отсюда возникло тринадцатиглавие первых православных храмов — 12 (апостолов) + Христос. На основе этого подхода можно «расшифровать» многочисленное пятнадцатиглавие, в котором подразумевался Деисусный чин: Спас в Силах (1) + Богородица и Иоанн Предтеча (2) + Апостолы (12) = 15.


Храм Василия Блаженного в Москве. План и общий вид. 1556 год.

Крестьяне Русского Севера не могли передавать из поколения в поколение эпические песни времен языческой Руси, вырезать на деревянных причелинах церквей, изб и амбаров орнаменты с древней языческой символикой и одновременно мыслить архитектурными формами европейского барокко XVII века, которое насаждалось зодчими, приглашенными Петром I. Культура каждого этноса — явление целостное.

Многоглавие Кижских храмов — свидетельство древности, даже архаичности мышления заонежских крестьян-плотников и верности традиции. Сегодня смысл традиций утерян, а формы остались. Они живут, множатся и являются главной особенностью русской церковной архитектуры. 

источник -http://svjatoslav.org/index.php?option=com_content&view=article&id=52:2010-05-23-12-41-27&catid=37:2010-05-17-16-50-40&Itemid=60
Категория: Карелия | Просмотров: 500 | Добавил: ussr | Теги: Карелия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]